К модной теме о «кризисе демократии» <Фрагменты>
Комментарии:
1 Ферреро Гулельемо (1871-1942) — итальянский историк и психолог. Автор работ: «Величие и падение Рима» (рус. перевод: т. 1-5, М., 1915-1923), «Гибель античной цивилизации» (рус. перевод: Киев-Лейпциг, 1923) и др.
2 Виппер Роберт Юрьевич (1859-1954) — русский историк, заслуженный профессор Московского и Латвийского университетов, действительный член АН СССР с 27 сент. 1943 г. В 1924-1940 гг. в эмиграции в Латвии. Сторонник циклизма Дж. Вико Р. Ю. Виппер в 1922 г. жестко критиковался В. И. Лениным в работе «О значении воинствующего материализма», за т. н. «теоретикопознавательный критицизм».
3 Ростовцев Михаил Иванович (1870-1952) — русский историк античного мира, действительный член Российской и Берлинской академий, профессор Петербургского и Йельского университетов, почетный доктор. В эмиграции с 1918 г. Обладал огромным научным авторитетом в научном мире. Будучи сторонником модернизации исторического процесса был последовательным критиком марксизма и исторической школы М. Н. Покровского. Доказывал существование капитализма в период эллинизма и в начале Римской империи, применял термины «буржуазия» и «пролетариат» для описания классов в античном обществе. СССР сравнивал со строем птолемеевского Египта (развитая плановая экономика), но при этом «просвещенная социалистическая монархия».
4 Перефраз из «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше.
5 Цезарь Гай Юлий (100-44 до н. э.) — древнеримский государственный деятель, полководец, писатель. В начале своей карьеры вел борьбу с Суллой. В 60 г. до н. э. вместе с Крассом и Помпеем образовал Первый триумвират. Получил в управление Галлию, которую полностью подчинил Риму в течение долголетней войны (58-51). В 49 г. до н. э., опираясь на армию, начал борьбу за единовластие. После побед в 48-45 гг. до н. э. над войсками Помпея и его сторонников Цезарь был провозглашен пожизненным диктатором. Провел ряд политических реформ, направленных на укрепление центральной власти. Убит в результате заговора сенаторской аристократии.
6 Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) — немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель.
7 Знаменитая фраза И. В. Гёте, сопровождавшего в этом походе прусского главнокомандующего герцога Веймарского, сказанная после битвы.
8 Немесида (Немезида) — в греческой мифологии богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм. Изображалась с атрибутами контроля (весы, уздечка), наказания (меч или плеть) и быстроты (крылья, колесница, запряженная грифонами); синоним неизбежной кары.
9 «Личные права» (права человека) — правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека, совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения, и образуют основу правового статуса личности. «Народный суверенитет» (народовластие, суверенитет народа) — доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.
10 Пиррова победа — выражение, обозначающее ситуацию парадокса, когда победа достаётся слишком высокой ценой; либо даже когда (локальная) победа, в итоге, ведет к общему поражению (например, в военной кампании).
11 Крылатое выражение, произошедшее от названия повести Н. В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» — «Пропавшая грамота (Быль, рассказанная дьячком * * *ской церкви)», т. е. нечто забытое и давно пропавшее, возможен и намек Н. В. Устрялова — в аду мы видели «декларация прав.
12 «...Es kann daher die Sehnsucht nach einer Objektivitat entstehen, in welcher der Mensch sich lieber zum Kneehte und zur vollendeten Abhangigkeit erniedrigt, um nur der Qual der Leerheit und der Negativitat ze entgehen» («Grundlinien der Philosophie des Rechts», Zusatz zu § 141) — «Тогда может появиться стремление к объективности, при котором человек скорее снизойдет до рабства и полной зависимости, чтобы только избегнуть пустоты и негативности. “Основы философии права”, дополнение к 141» (нем.).
13 Цитата из «Политики» Аристотеля.
14 Концепция Левиафана от сочинения английского философа Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», посвященного проблемам государства. Левиафан — имя библейского чудовища, изображенного как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»). При создании теории возникновения государства Т. Гоббс отталкивается от постулата о естественном состоянии людей «Война всех против всех и развивает идею «Человек человеку — волк».
15 Персонаж романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
16 Шопенгауэр Артур (1788-1860) — немецкий философ-идеалист. С 1820 г. приват-доцент Берлинского университета, с 1831 жил во Франкфурте-на-Майне. Основные сочинения — «Мир как воля и представление» (т. 1-2, 1819-1844). Иррационалистическая и пессимистическая философия Шопенгауэра, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со 2-й пол. XIX в., явившись одним из источников философии жизни.
17 Цитата из «По ту сторону добра и зла» Ф. Ницше.
18 Hasbach Die moderne Demokratie, 2 Auflage. Jena, 1921. S. 121.
19 Вильгельм Хасбах (Гасбах; 1849-1920) — немецкий экономист, социолог и политолог.
20 София: Проблемы духовной культуры и религиозной философии / Под ред. Н. А. Бердяева. Вып. I. Берлин: Обелиск, 1923. С. 93-107.
21 Речь о статье Н. В. Устрялова «Шестой Октябрь».
22 Сorsi e ricorsi — движение вперед и назад, приливы и отливы (итал.).
Файл статьи: Загрузить