Лосский Н. О.
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич 24.11(6.12).1870, Креславка Двинск. у. Витебск, губ. — 24.1.1965, Сен-Женевьев-де-Буа. Философ.
Род. в семье лесничего, впоследствии — станового пристава. Учился в Витебск. гимназии, из которой осенью 1887 был исключен «за пропаганду социализма и атеизма» без права поступления в др. учеб. заведения. Нелегально пересекает границу и поступает на филос. фак. Берн. ун-та. Из-за бедственного положения в 1889 уехал в Алжир, чтобы поступить в местный ун-т, но вместо этого вступил в Иностр. легион. Недолго прослужив, бежал в Швейцарию, затем в Россию. Поступил на бухгалтер. курсы, затем окончил гимназию при Ист.-филол. ин-те (Петерб.). В 1891 поступил на ест. отд-ние физ.-мат. фак. Петерб. ун-та. К осени 1900 сдал маг. экз., в кач. прив.-доц. начал читать курс «Психология воли и чувствований». Для завершения филос. образования работал у Виндельбанда и Циглера в Страсбург. ун-те, у Вундта в Лейпциге, посетил Риккерта во Фрайбурге, занимался у Мюллера в Геттингене. Защитил маг. дис.: «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» (СПб., 1903). С 1904 преподавал в Петерб. ун-те психол. и логику. В 1907 защитил докт. дис.: «Обоснование интуитивизма» (СПб., 1906). Читал лекции также на Высш. жен. курсах, в гимназии Стоюниной, в др. учеб. заведениях. После рев. 1905 участ. в работе Петерб. филос. о-ва. Вступил в кадет, партию. Стал чл. Религ.-филос. о-ва.
Проф. (1916). В нояб. 1922 вместе с др. рус. филос. был выслан в Германию. Уехал в Прагу, где жил до 1942. Читал лекции по филос. на юрид. и ист.-филол. фак. Рус. ун-та до его закрытия в 1928. Преподавал в Рус. нар. ун-те. Кроме того, читал лекции на богосл. фак. Варш. ун-та, в Правосл. богосл. ин-те в Париже, выступал с докладами во мн. городах Европы. В 1933 читает три филос. курса в Станфорд. ун-те (США). В апр. 1942 получает каф. филос. в Братиславе, в ун-те им. Яна Амоса Коменского. После освобождения Чехословакии сов. войсками переезжает в Париж. До 1947 по приглашению И. А. Бердяева читает лекции в Религ.-филос. акад. Осенью 1947 переезжает в Америку, где читает лекции в Нью-Йорк. Высш. Свято-Владимир. дух. акад. В 1961 переезжает к сыну в Тур (Франция).
СОЧ.: Обзор современных теорий знания. СПб., 1908; Сборник элементарных упражнений по логике. СПб., 1908; Введение в философию. Ч. 1: Введение в теорию знания. СПб., 1911; Нравственная личность Толстого. М., 1911; Ответ С. И. Поварнину на критику интуитивизма: (в его брошюре «Об интуитивизме Н. О. Лосского». 1911). СПб., 1911; Логика проф. А. И. Введенского: (по поводу кн. проф. А. И. Введенского «Логика как часть теории познания». 1912). М., 1912; Интуитивная философия Бергсона. М., 1914; Материя в системе органического мировоззрения. М., 1916; Мир как органическое целое. М., 1917; Чего хочет партия «Народной свободы» (конституционно-демократическая)? Пг., 1917; Основные вопросы гносеологии: Сб. ст. Пг., 1919; Гносеологическое введение в логику. Хб., 1921; Коммунизм и философское мировоззрение. Б., 1922; Логика. Ч. 1—2. Пг., 1922; О природе сатанинской. Пг., 1922; Современный витализм. Пг., 1922; Материя и жизнь. Б., 1923; О единстве церкви. Пр., 1924; Сборник задач по логике. Пр., 1924; Интуитивизм и современный реализм. Пр., 1925; Свобода воли. П., 1927; Воскресение плоти. П., 1931; Типы мировоззрений: Введение в метафизику. П., 1931; Условия абсолютного добра: Основы этики. П., 1931; Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. П., 1931; Диалектический материализм в СССР. П., 1934; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. П., 1938; Бог и мировое зло: Основы теодицеи. Б., 1941; Интуитивизм, транссубъективность чувственных качеств. Интеллектуальная интуиция и идеальное бытие, творческая активность. Мистическая интуиция, Бог и всемогущество его. П., 1941; Достоевский и его христианское миропонимание. Н.-Й., 1953; История русской философии. М., 1954; 2-е изд. М., 1991; Общедоступное введение в философию. ФнМ., 1956; Характер русского народа. ФнМ., 1957; Учение о. Сергия Булгакова о всеединстве и о божественной Софии. Б. м., 1960; Воспоминания: Жизнь и филос. путь (1934—58). Мюнхен, 1968; Избранное. М., 1991; Условия абсолютного добра. Характер русского народа. М., 1991; Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992; Бог и мировое зло. М., 1994; К идеализму // Лит. сб. работ студентов Петерб. ун-та. СПб., 1896; Недомолвки в теории эмоции Джемса // ВФиП. 1901. Кн. 57; А. А. Козлов и его панпсихизм // Там же. Кн. 58; Волюнтаристическое учение о воле // Там же. 1902. Кн. 62, 63; О познании конечной цели // НП. 1904. N 10; О народовластии // Там же. N 12; Обоснование мистического эмпиризма // ВФиП. 1904. Кн. 72—75; 1905. Кн. 77—79; Освобождение науки от опеки государства // Полярная звезда. 1906. N 6; Гносеологический индивидуализм в новой философии и преодоление его в новейшей философии // ВФиП. 1907. Кн. 88; В защиту интуитивизма // ВФиП. Б.г. N 19; Идея бессмертия души как проблема теории знания // Там же. 1910. Кн. 104; Теория знания и проблема происхождения знания // Там же. 1911. Кн. 108; Новая форма философского критицизма // Там же. 1912. Кн. 111; Органические и неорганические мировоззрения // Филос. сб. Л. М. Лопатину к тридцатилетию науч.-пед. деят. М., 1912; Логическая и психологическая стороны утвердительных и отрицательных суждений // Логос. 1912—13. Кн. 1—2; Имманентная философия В. Шуппе // Новые идеи в философии. Сб. 3. СПб., 1913; Что такое психология? // Там же. Сб. 4. СПб., 1913 (совм. с Э. Л. Радловым); Преобразование понятия сознания в современной гносеологии и роль Шуппе в этом движении // ВФиП. 1913. Кн. 116; Недостатки гносеологии Бергсона и влияние их на его метафизику // Там же. Кн. 118; Восприятие чужой душевной жизни // Логос. 1914. Т. 1, вып. 2; Конкретный и отвлеченный идеал-реализм // Мысль. 1922. N 1, 2; О единстве церкви // Проблемы русского религиозного сознания: Сб. ст. Б., 1924; Органическое строение общества и демократия // СЗ. 1925. N 25; Интуитивизм и современный реализм // Сб. ст., поев. П. Б. Струве ко дню тридцатипятилетия его науч.-публицист, деят. Пр., 1925; В защиту демократии // СЗ. 1926. N 27; Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский // Путь. 1926. N 2; Интеллект первобытного человека и просвещенного европейца // СЗ. 1926. N 28; Что не может быть создано эволюцией? // Там же. 1927. N 33; Принцип наибольшей полноты бытия // Науч. тр. Рус. нар. ун-та в Праге. 1928. Т. 1; Л. Н. Толстой как художник и мыслитель // СЗ. 1928. N 37; Метафизика стоиков как бессознательный идеал-реализм // Сб. ст., поев. П. Н. Милюкову. Пр., 1929; Современная философия в Чехословакии // Науч. тр. Рус. нар. ун-та в Праге. 1930. Т. 3; Этическое и религиозное учение Т. Г. Масарика // СЗ. 1930. N 43; Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозе // Ежегодник Рус. национ. ин-та в Праге. Пр., 1931. Т. 2; Русская философия в XX веке // Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде. Вып. 3. 1931; Интуитивизм и учение о транссубъективности чувственных качеств // Там же. Вып. 5. 1931; Идея конкретности в русской философии // Науч. тр. Рус. нар. ун-та в Праге. 1931; Учение Вл. С. Соловьева об эволюции // Там же. Т. 4. 1931; Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии // Путь. 1926. N 2, 3; Техническая культура и христианский идеал // Там же. 1928. N 9; «Мифическое» и современное научное мышление // Там же. N 14; Магия и христианский культ // Там же. 1932. N 36; Гегель как интуитивист // Науч. тр. Рус. нар. ун-та в Праге. N 9. 1933; Видения святых и мистиков // Путь. 1934. N 43; Формальная разумность мира // Науч. тр. Рус. ун-та в Праге. N 15. 1938; Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля // Путь. 1939. N 60; Философия Л. Шестова // РЗ. 1939. N 14; Лев Шестов как философ // Там же. N 15; Мысли Бердяева о назначении человека // НЖур. 1956. N 44; Зло и добро в произведениях Достоевского // Вести. РСХД. 1956. N 40; «Война и мир» Толстого и «Доктор Живаго» Пастернака // НЖур. 1960. N 61; Мир как осуществление красоты // Грани. 1976. N 100.
ЛИТ.: Поварнин С. И. Об «интуитивизме» Н. О. Лосского. СПб., 1911; Левицкий С. А. Н. О. Лосский // Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Т. 2. ФнМ., 1968; Основные труды Н. О. Лосского // Логос. 1991. N 1; Емельянов Б. В. Николай Онуфриевич Лосский // Емельянов Б. В. Очерки русской философии начала XX века. Екатеринбург, 1992; БСЭ; БЭ; Гранат; НЭС; ФР; ФЭ.
Статьи автора [Рец.] Б. Вышеславцев. Сердце в христианской и индийской мистике. Paris YMCA- press, 1929[ [Рец.] Fr. W. Foerster. Religion und character bildung. Zurich und Leipzig Rotapfer- Verlag, 1925 [Рец.] H. Bergson. Les deux sources de la morale et de la religion. Paris, 1932 [Рец.] N. Berdiajew. Filosofia swobodnogo Ducha. Paris, 1928 [Рец.] Б. Вышеславцев. Этика преображенного Эроса. Проблемы закона и благодати. Т. 1. YMCA- press. Paris. 1932 [Рец.] Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Изд. «Современные записки». Paris. 1931 [Рец.] Сетницкий Н. А. О конечном идеале. Харбин, 19321 1) Л. Н. Толстой как художник и мыслитель 1) Лев Шестов как философ 1) Что не может быть создано эволюцией2 2) Интеллект первобытного человека и просвещенного европейца3 3) [Рец.] Чижевский Д. Нариси з iсторii фiлософii на Украiнi Прага, 1931 3) Органическое строение общества и демократия 3) Этические и религиозные учения Т. Г. Масарика4 4) В защиту демократии6 6) [Рец.] Dostojevskij — Studien. Veroffentlichungen der Slavistischen Arbeitsgemeinschaft an der Deutschen Universitat in Prag. 1931 6) [Рец.] Флоровский Г. В. Византийские отцы V–VIII вв. Paris: YMCA- press, 19337 7) [Рец.] G. Gourvitch. Les Tendences actuelles de la Philosophie allemande. Paris, 19308 8) [Рец.] Г. В. Флоровский. Восточные отцы IV века. Париж, 1931D Die ethische und religiöse Lehre Th. G. Masaryks Die intellektuelle Anschauung als Methode der Philosophie Die Lehre Wl. Solowjows von der EvolutionВ В защиту Владимира Соловьева Видения святых и мистиков Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философииИ Индустриализм, коммунизм и утрата личностиК Коммунизм и философское мировоззрениеО О мотивах отчуждения от христианстваП Преемники Вл. Соловьева Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. (По поводу книги Б. Зайцева и Вл. Ильина)С Свобода и хозяйственная демократияТ Техническая культура и христианский идеалУ Умозрение как метод философииЭ Экономический строй и интеллектуализация общества