Карсавин Л. П.
КАРСАВИН Лев Платонович 1(13).12.1882, Петербург — 12.7.1952, Абезь, Коми АССР. Религиозный философ, историк-медиевист, культуролог.
Род. в семье балетмейстера. Окончил ист.-филол. фак. Петерб. ун-та (1906). Маг. дис.: «Очерки религиозной жизни Италии XII—XIII вв.» (СПб., 1912). Докт. дис.: «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (Пг., 1915). В 1910—12 работал в архивах и б-ках Франции и Италии. В 1916 приобрел редкую для не священника (мирянина) степень д-ра богосл. в Петерб. дух. акад. С 1913 — э.-о. проф. Петерб. ун-та. В 1922 выслан за границу. Первые годы жил в Берлине, с 1926 — в Париже. В 1926 получил каф. всеобщ, ист. в Каунас. ун-те и переехал в Литву. В 1940, после включения Литвы в СССР, был отстранен от преп. деят. и нек. время занимал пост дир. Ист. музея в Вильнюсе. В кон. 1947 был арест, и сослан на Сев. Урал. В 1949 переведен в лагерь для инвалидов (Абезь в Коми АССР), где и умер от туберкулеза.
СОЧ.: Из истории духовной культуры падающей Римской империи. СПб., 1908; Магнаты конца Римской империи: Быт и религия. СПб., 1911; Монашество в средние века. СПб., 1912; 2-е изд. М., 1992; Культура и ее значение в религиозности средневековья. Пб., 1913; Культура средних веков. СПб.; М., 1914; Католичество: Общий очерк. Пг., 1918; Saligiа, или Весьма краткое и душеполезное размышление о боге, мире, человеке, аде и семи смертных грехах. Пг., 1919; Введение в историю: Теория истории. Пг., 1920; Восток, Запад и русская идея. Пб., 1922; Noctes Petropolitanае. Пб., 1922; Джордано Бруно. Б., 1923; Диалоги. Б., 1923; Философия истории. Б., 1923; СПб., 1993; О сомнении, науке и вере. Б., 1924; О началах: Опыт христианской метафизики. Б., 1925; Св. Отцы и Учители Церкви. П., 1926; Церковь, личность и государство. П., 1927; Пери архон. Каунас, 1928; О личности. Каунас, 1929; Поэма о смерти. Каунас, 1932; Л., 1991; Религиозно-филос. соч. Т. 1. М., 1992; Сидоний Аполлинарий как представитель культуры V века // ЖМНП. 1908; Религиозность и ереси в XII—XIII вв. // ВЕ. 1913. N 4; Мистика и ее значение в религиозности средневековья // Там же. N 8; Символизм мышления и идея миропорядка в средние века // Науч.-ист. ж. 1914. Т. 1. N 2; Метафизика любви // РМ. 1918; Федор Павлович Карамазов как идеолог любви // Начало. Пг., 1921. N 1; О свободе. // Мысль. 1922. N 1; С. Л. Франк. «Очерк методологии общественных наук» // Там же. N 2; О добре и зле // Там же. N 3; Николай Арсеньев. «Жажда подлинного бытия» // РК. 1922. N 11, 12; Виппер Р. Ю. «Судьба религии» // Там же; Альманах «Шиповник». N 1 // Там же; Н. А. Бердяев. «Смысл истории» «Конец Ренессанса» // СЗ. 1923. N 15(2); Европа и Евразия // Там же; А. Толстой. «Аэлита» // Там же. N 16(3); Путь православия // София: Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Т. 1. Б., 1923; Религиозный социализм в Германии // Там же; Православие и культура: Сб. ст. // Там же; Н. С. Арсеиьеш «Жажда подлинного бытия» // Там же; О сущнсти православия // Проблемы русского религиозного сознани Сб. ст. Б., 1924; Ответ на статью Н. А. Бердяева об «евразийцах» // Путь. 1926. N 2; Апологетический этюд // Там же. N 3; Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства // Там же. 1927. N 6; Истори европейской культуры (до XV века) // Вестн. РСХД 1972. N 104—105.
ЛИТ.: Материалы к биографии Льва Платоновича Карсавина. 1882—1952 // Вести. РСХД. 1972. N 104—105; Веттер Г. Л. П. Карсавин // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975; БСЭ; НЭС; СИЭ; ФР; ФЭ.
Род. в семье балетмейстера. Окончил ист.-филол. фак. Петерб. ун-та (1906). Маг. дис.: «Очерки религиозной жизни Италии XII—XIII вв.» (СПб., 1912). Докт. дис.: «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (Пг., 1915). В 1910—12 работал в архивах и б-ках Франции и Италии. В 1916 приобрел редкую для не священника (мирянина) степень д-ра богосл. в Петерб. дух. акад. С 1913 — э.-о. проф. Петерб. ун-та. В 1922 выслан за границу. Первые годы жил в Берлине, с 1926 — в Париже. В 1926 получил каф. всеобщ, ист. в Каунас. ун-те и переехал в Литву. В 1940, после включения Литвы в СССР, был отстранен от преп. деят. и нек. время занимал пост дир. Ист. музея в Вильнюсе. В кон. 1947 был арест, и сослан на Сев. Урал. В 1949 переведен в лагерь для инвалидов (Абезь в Коми АССР), где и умер от туберкулеза.
СОЧ.: Из истории духовной культуры падающей Римской империи. СПб., 1908; Магнаты конца Римской империи: Быт и религия. СПб., 1911; Монашество в средние века. СПб., 1912; 2-е изд. М., 1992; Культура и ее значение в религиозности средневековья. Пб., 1913; Культура средних веков. СПб.; М., 1914; Католичество: Общий очерк. Пг., 1918; Saligiа, или Весьма краткое и душеполезное размышление о боге, мире, человеке, аде и семи смертных грехах. Пг., 1919; Введение в историю: Теория истории. Пг., 1920; Восток, Запад и русская идея. Пб., 1922; Noctes Petropolitanае. Пб., 1922; Джордано Бруно. Б., 1923; Диалоги. Б., 1923; Философия истории. Б., 1923; СПб., 1993; О сомнении, науке и вере. Б., 1924; О началах: Опыт христианской метафизики. Б., 1925; Св. Отцы и Учители Церкви. П., 1926; Церковь, личность и государство. П., 1927; Пери архон. Каунас, 1928; О личности. Каунас, 1929; Поэма о смерти. Каунас, 1932; Л., 1991; Религиозно-филос. соч. Т. 1. М., 1992; Сидоний Аполлинарий как представитель культуры V века // ЖМНП. 1908; Религиозность и ереси в XII—XIII вв. // ВЕ. 1913. N 4; Мистика и ее значение в религиозности средневековья // Там же. N 8; Символизм мышления и идея миропорядка в средние века // Науч.-ист. ж. 1914. Т. 1. N 2; Метафизика любви // РМ. 1918; Федор Павлович Карамазов как идеолог любви // Начало. Пг., 1921. N 1; О свободе. // Мысль. 1922. N 1; С. Л. Франк. «Очерк методологии общественных наук» // Там же. N 2; О добре и зле // Там же. N 3; Николай Арсеньев. «Жажда подлинного бытия» // РК. 1922. N 11, 12; Виппер Р. Ю. «Судьба религии» // Там же; Альманах «Шиповник». N 1 // Там же; Н. А. Бердяев. «Смысл истории» «Конец Ренессанса» // СЗ. 1923. N 15(2); Европа и Евразия // Там же; А. Толстой. «Аэлита» // Там же. N 16(3); Путь православия // София: Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Т. 1. Б., 1923; Религиозный социализм в Германии // Там же; Православие и культура: Сб. ст. // Там же; Н. С. Арсеиьеш «Жажда подлинного бытия» // Там же; О сущнсти православия // Проблемы русского религиозного сознани Сб. ст. Б., 1924; Ответ на статью Н. А. Бердяева об «евразийцах» // Путь. 1926. N 2; Апологетический этюд // Там же. N 3; Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства // Там же. 1927. N 6; Истори европейской культуры (до XV века) // Вестн. РСХД 1972. N 104—105.
ЛИТ.: Материалы к биографии Льва Платоновича Карсавина. 1882—1952 // Вести. РСХД. 1972. N 104—105; Веттер Г. Л. П. Карсавин // Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург, 1975; БСЭ; НЭС; СИЭ; ФР; ФЭ.
1
1) Без догмата
3
3) Россия и евреи
4
4) Европа и Евразия
6
6) [Рец.] Бердяев Н. А. Смысл истории. Опыт философии челове- ческой судьбы
А
Апологетический этюд
Армия и революция
Е
Единое на потребу
О
Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства
Ответ на статью Н. А. Бердяева об «евразийцах»
П
Путь православия
У
Уроки отреченной веры