Философская
и общественная мысль
русского зарубежья

электронная библиотека статей
в периодических изданиях
русского зарубежья 20-х – 50-х годов ХХ века

Сайт создан при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-03-00575

Главная / Авторы / Боранецкий П. С.

Боранецкий П. С.

Боранецкий Петр Степанович (17.10.1900 - не ранее 1965) - философ, публицист. Из семьи бывшего крестьянина Херсонской губернии. В 1925 году окончил социально-экономический ф-т Новороссийского ун-та. С 1928 году в эмиграции (Румыния, Чехословакия, Франция). Был членом редколлегии журнала «Утверждения». В начале 1930-х годов создал группу народников-мессианистов, наследовавшую нелегальной группе «крестьянороссов-мессианистов», к которой Боранецкий принадлежал в период жизни в СССР. Отталкиваясь от идеологии большевизма, Боранецкий обосновывал необходимость нового конструктивного этапа революции, призванного вывести Россию, а за ней и все человечество, в «эру подлинной Пореволюционности, эру Мира, Свободы и Строительства новых высших форм жизни». Движущую силу «Третьей национальной Народной революции» видел в крестьянстве, «целинной, органически мощной стихии», противостоящей, по его мнению, люмпенизированному пролетариату, продукту «западноевропейской капиталистической цивилизации». В 1932-1939 годы издавал журнал «Третья Россия», «орган исканий нового синтеза». В отличие от представителей других пореволюционных течений 1920-1930-х годов - евразийцев, новоградцев, национал-максималистов, основывавших свое видение третьего, некоммунистического и некапиталистического пути России на христианстве и традиции русской религиозно-философской мысли (идеи богочеловечества, активного христианства), Боранецкий полагал этот путь в разрыве с христианской традицией, с его точки зрения, безнадежно отжившей, дискредитировавшей себя в истории, не способной дать человеку план и проект созидательного действия. В противовес «теологическому миросозерцанию», которое воспитывает человека-раба, лишает его уверенности в собственных силах и обещает рай только в потустороннем бытии, лидер «Третьей России» выдвигал новое прометеевское, титаническое миросозерцание, одушевленное пафосом человека-творца, организующего мир и историю. Философия прометеизма, по Боранецкому, преодолевает крайности материализма, топящего дух в эмпирии, и идеализма, пренебрегающего земной действительностью, она дает «высший синтез» идеального и реального. В отличие от гуманизма, что не выходит за пределы человека каков он есть, прометеизм видит человека в его перспективе, в свете его будущего совершенства, В построениях Боранецкого, утверждавшего идею «Нового Высшего Человека», который призван достичь бессмертия и всемогущества, своеобразно преломились философия богостроительства Горького и теории Богданова, идеи пролетарской поэзии конца 1910 - начала 1920-х годов, имморталистические построения биокосмистов. После Второй мировой войны в Париже, в 1947-1965 годы, выпустил ряд книг, в которых обосновывал «синтетическое миросозерцание», основанное на трактовке мира и человека как «Становящегося Абсолютного». Высший принцип бытия - принцип единства всего со всем («всё во мне и я во всем»). В восхождении к этому универсальному единству, к «Актуальному Абсолютному» и состоит назначение человека. Под влиянием идей Бердяева и Федорова (последнего Боранецкий критиковал за стремление опереться на христианство) философ утверждал этику творчества. Активность, творчество - онтологическая основа мира, в них — сущность и главное задание жизни. Пассивность равнозначна небытию, смерть представляет собой предел пассивности. И потому смысл «мирового становления-развития» заключается в преодолении смерти. Мироорганизующая роль творчества человека, по Боранецкому, распространяется не только на социум, но и на природное бытие: человек должен придать «силам и закономерностям природы и истории» «целесообразную направленность», в пределе - научиться влиять не только на земные процессы, но и на «явления космического порядка». Если внутреннее преображение человека идет через «метаургику», через культуру духа, преображение общества - через политику, очищенную от низменных страстей и эгоизмов, то «творческое овладение природой» осуществляется через технику. Боранецкий развивал представление о технике как начале организации, указывал на ее эктропийную роль. Техника «освобождает дух человеческий» от скованности законами несовершенного материального мира, ведет к победе над пространством и временем как двумя формами «ограниченности и конечности», она есть «мост к бесконечному». Спасая человека «от низшего хозяйственного труда», техника открывает возможности его приобщения «к высшему творческому труду, к труду как творчеству». Но чтобы техника не была обращена во зло, не превратилась в неконтролируемую, самостийную силу, необходим нравственный рост человека, ее создающего, развитие «новой высшей духовности».

Статьи автора

«
«Петръ Великий» или «Николай Кровавый». (Загадка Сталина)

В
В поисках нового миросозерцания
Выделить Сталина?

К
К идее научного государства
К идее нового человечества
Как освободится Россия
Критерий человека

Н
Назревание событий
Новый класс или новый народ спасет мир?

О
О героическом миросозерцании
О новом жизненном идеале
О новом общественном идеале. Грядущая Атлантида
О новом человеке
О новом человеке
О русском мессианизме
О юродивых чудачествах федоровства и о замысле преодоления смерти

П
Превентивный переворот Сталина
Прометеизм и религия

Р
Революционное оборончество

С
Смысл былин о богатырях
Смысл техники
Сталин и оппозиция

К списку авторов